Эффективность против эффектности - битва, выигранная китайскими смартфонами
В последние годы китайский рынок смартфонов сильно изменился. Из подражателей, вторички аппараты региона превратились не только в полноправных игроков, но и в трендсеттеров. А в силу специфики этих устройств, в тредах из Китая мы очень даже заинтересованы
Китайский мобильный рынок непохож на американский или европейский. Аудитория огромная, платежеспособность массового пользователя невысокая, зато высока скорость передачи данных и терабайтами поглощается визуальный контент. Потребитель падок на красивые вещицы и считает не стыдным использовать устройства-клоны. А ещё в Китае сосредоточено большинство производств смартфонов и компонентов для них, со всеми вытекающими последствиями. Моду сугубо китайские компании обычно не задают, но влиять на мировой рынок вполне способны. И с каждым годом их влияние все сильнее.
Ещё лет пять назад китайские смартфоны были преимущественно вторичными продуктами - заимствовался дизайн, комбинация компонентов, ключевая функциональность. Немногие компании метили на внешние рынки, там преимущественно обитали заказные операторские модели. Конкуренция внутри страны была огромная - разница всего в несколько долларов разделяла хитовые смартфоны и аутсайдеров. Доступный ценник был (да и остается) стержнем китайской мобильной индустрии.
Сегодня правила игры изменились. Десятки мелких китайских брендов подросли, им стало тесно в регионе, что усугубило и так немалую конкуренцию. Типичные клоны фактически перестали влиять на общую картину, компании взялись создавать собственный внешний и внутренний дизайн смартфонов, основательно занялись продвижением брендов и продуктов. Мировая экспансия с каждым годом усиливается.
Китайцы новой формации вынуждены подчиняться законам телеком рынка, но сохраняют свою специфику. Если старые бренды с каждым годом сокращают модельный ряд, становятся предельно сфокусированными, то китайские вендоры бьют ассортиментом. Несистемные релизы, выпуск mini-, s-, pro- модификаций и региональных версий — это норма. За исключением нескольких топовых марок, у производителей страны есть право на ошибку. И они смело экспериментируют с технологиями. Очень сомнительной с позиции здравого смысла, но продающими фишками были Type-C разъём, сканер сетчатки, переход на только цифровое подключение наушников. Китайцы всеми силами выделяют свои модели на фоне сотен почти таких же, заодно выступая тестовыми полигонами.
Результатом одного из таких экспериментов стало повальное увеличение емкости аккумуляторов у смартфонов. Пока моду единолично задавали мировые производители, они могли себе позволить ориентироваться на день работы. Случались исключения, конечно, но в целом ситуация была такая. А китайцы, особенно Oukitel (история бренда), прощупывали потребности пользователей, устанавливая батареи на 4000, 5000 и даже 10000 мАч. Понятное дело, увеличивались толщина и вес, но внезапно оказалось, что мы готовы идти на такие жертвы ради 2-3 и даже больше дней работы смарта. Следом подтянулась авторитетная Xiaomi, и для китайцев 4000 мАч стало нормой. К которой теперь стремятся и мировые игроки.
Еще среди заслуг китайцев улучшение качества дисплеев в среднем и нижнем ценовых сегментах. Теперь уже даже продающая сперва имя, а затем собственно устройство Samsung едва ли может себе позволить ставить экраны ниже HD разрешения с некачественными матрицами в доступные модели. И так же с материалами. Китайцы показали, что металл может превалировать даже в бюджетниках, и старательно хранящие пластик как основной материал для недорогих устройств А-бренды сдают позиции.
Чтобы наращивать продажи, китайские компании вынуждены давать потребителям устройства с лучшим балансом цены и характеристик. И я не только про спецификации начинки, речь о материалах, качестве сборки, эргономике, дизайне, оптимизации софта — совокупности деталей, формирующих продукт «смартфон». Получается не у всех и далеко не всегда, но с каждым годом наблюдается приближение ключевых игроков региона к этой цели. Сама по себе она еще не является залогом успеха и процветания — даже лучшее в мире устройство нужно окутать сервисами и грамотно продать, но тренд определенно очень позитивный.