Виртуальная реальность - как, зачем и почем
История виртуальной реальности, как работают шлемы VR и во сколько обойдется погружение с головой в цифровой мир
Проводя время за чтением художественной книги, просмотром фильма или играя в компьютерную игру, мы попадаем с их героями в несуществующий захватывающий мир. Но стоит нам на секунду отвлечься, например, отвести взгляд, и мы возвращаемся в реальность. Ощутить же полное погружение может позволить нам технология виртуальной реальности (VR), которая за последний год стала одним из главных трендов мира современных технологий. Хотя эта концепция далеко не нова, но именно в последнии несколько лет наблюдается большой ажиотаж в этой сфере. Все больше и больше известных компаний заявляют о разработке и выпуске устройств виртуальной реальности, в их числе Google, Samsung, Sony, HTC. Уже сегодня для массового потребителя доступны некоторые разработки, а еще больше их должно появиться в этом и последующих годах.
Определить значение виртуальной реальности можно как созданный с помощью компьютерных технологий мир, с которым мы можем взаимодействовать посредтвом наших органов восприятия: зрения, слуха, осязания и обоняния. Самыми популярными устройствами для погружения в такой мир являются шлемы/очки VR (HMD - head-mount display), которые состоят из дисплея и системы разделенных линз для формирования стереоскопического изображения.
Также шлемы виртуальной реальности оснащаются разнообразными датчиками (гироскоп, акселерометр, магнитометр) для отслеживания положения головы в пространстве. Первыми попытками создать такие устройства были предприняты еще в 50-х годах прошлого столетия. А прародитель современных шлемов виртуальной реальности был создан в 1968 году американским ученным Иваном Сазерлендом. Это было примитивное как с точки зрения пользовательского интерфейса, так и реализма устройство. И было настолько тяжелым, что для использования необходимо было его подвешивать к потолку.
Одним из первых HMD, доступных для массового пользователя был Forte VFX1.
Он был анонсирован на выставке CES в 1994, а представлен год спустя. Forte VFX-1 имел стереоскопический дисплеи, мог отслеживать положение головы по 3-м осям, а также имел стереонаушники. С помощью него можно было поиграть такие игры, как Star Wars: Dark Forces, System Shock и Quake. Новая эра в виртуальной реальности началась в 2012 году, когда на площадке Kickstarter началась кампания по сбору денег для шлема VR под названием Oculus Rift. А спустя год была выпущена его первая версия, предназначенная для разработчиков. Oculus Rift вдохнул новую жизнь в идею виртуальной реальности и она очень быстро пленила IT-индустрию. Что уже говорить, если спустя год после представления первого образца HMD компания разработчик Oculus VR была приобретена Facebook за 2 миллиарда долларов!
Не отставали и другие игроки рынка. В 2014 были анонсированы подобные устройства от Sony – «Проект Морфей», а впоследствии PlayStation VR, Valve Corporation совместно с HTC - HTC Vive, Google – Cardboard, Samsung – Gear VR и другие. Правда, последние два устройства отличались от остальных. Для их функционирования дополнительно был необходим смартфон, который вставлялся в HMD. Давайте же рассмотрим поближе наиболее популярные решения.
Google Cardboard
Это устройство является наименее дорогим способом окунуться в виртуальную реальность, его можно приобрести по цене около $20. Дешевизна Google Cardboard объясняется простотой исполнения и используемыми материалами – картон и пластиковые линзы. В то же время для него существует широкий выбор приложений и демонстраций виртуальной реальности. Также доступны различные видео на сервисе YouTube, предназначенные для VR. Недавно, Google объявил о том, что теперь каждое видео YouTube можно наблюдать в виртуальной реальности. Google Cardboard поддерживает практически любой смартфон с операционной системой Android или iOS. Низкая стоимость, куча контента, поддержка технологичного гиганта Google – идеальное устройство? К сожалению, не все так хорошо. Для отслеживания нашей головы в пространстве Cardboard задействует датчики смартфона, характеристик которых нахватает для полного ощущения виртуальной реальности. Также не каждому может понравиться внешний вид «картонной коробки». Но для первого знакомства с виртуальным миром устройство вполне подойдет.
Samsung Gear VR
Еще один шлем VR, требующий дополнительно телефон, и который можно попробовать уже сейчас. Простое и элегантное устройство и стоит относительно недорого — всего 100 долларов. Но все это при условии наличия у вас одного из смартфонов: Galaxy Note 5, Galaxy S6 edge+, Galaxy S6 или Galaxy S6 Edge. А при предзаказе S7 and S7 Edge вы получите Gear VR в подарок. Эти смартфоны обеспечивают прекрасную картинку высокого разрешения. А датчики отслеживания, в отличие от Google Cardboard, находятся в самом шлеме, что повышает точность позиционирования. Также Samsung Gear VR оснащен специальными линзами, регулятором фокусировки и громкости и сенсорной панелью управления. Кстати, разработчик шлема компания Oculus VR. Для Gear VR доступны довольно много приложений и медиаконтента в специальном магазине. Вы можете посмотреть фильм с обзором в 360 градусов в атмосфере кинотеатра, поиграть в такие игры, как Proton Pulse, Temple Run, Shooting Showdown 2, Cosmos Warfare, Gunjack, VR Karts: Sprint, Deer Hunter VR, Escape Room VR. Правда почти все они платные, за исключением демоверсий. Подводя итог, можно сказать, что если вы счастливый обладатель флагманов от Samsung этого или прошлого года, то Gear VR будет для вас неплохим приобретением.
Oculus Rift
В отличие от двух предыдущих устройств, Oculus Rift для работы не требует смартфона — дисплей с разрешением 2160 x 1200, частотой обновления 90 Гц и углом обзора в 110 градусов установлен в шлеме. Встроенные датчики отслеживают положение головы с частотой 1000 раз в секунду, также имеются наушники и микрофон. Для функционирования устройства необходимо подключение к ПК с операционной системой Windows и неслабыми минимальными характеристиками:
- Видеокарта Nvidia GTX 970 / AMD R9 290
- Процессор на уровне Intel Core i5-4590
- 8 GB+ RAM
- HDMI 1.3 video output
- Три USB 3.0 и один USB 2.0 порт
Управление в виртуальном мире можно осуществлять с помощью беспроводного контроллера Xbox One, пульта Oculus Remote и инновационного Oculus Touch. Уже сейчас для Oculus Rift существуют множество игр, причем с серьезный графикой, а не какие-то «казуалки», например - Eve: Valkyrie, Lucky's Tale, Minecraft, Doom 4, Doom 3: BFG Edition, Team Fortress и другие. Вот где можно полностью погрузиться в виртуальный мир! Это, наверное, самое универсальное и высокотехнологичное устройство виртуальной реальности на сегодняшний день. Первые поставки уже начались, огорчает лишь одно – за Oculus Rift прийдется выложить 599 долларов, а если ваш ПК староват, то смело плюсуйте еще $1000.
PlayStation VR
Разработка японской корпорации Sony является частью игровой системы. Этот шлем используется в связке с приставкой 4-й версии, камерой и игровыми контроллерами DualShock 4 и PS Move. PlayStation VR использует 5.7-дюймовый OLED дисплей c разрешением 1920 x 1080, частотой обновления 120 ГЦ и углом обзора 100 градусов. За позиционирование отвечают 9 датчиков, а сполна ощутить виртуальную реальность поможет мощная 3D аудиосистема. С играми у PlayStation VR как и у Oculus Rift все в порядке, плюс эксклюзивы для Sony: Gran Turismo Sport, Tekken 7, Star Wars: Battlefront VR. Поставки PlayStation VR начнутся в октябре 2016 года по цене 399 долларов. Если учитывать, что игровая консоль Sony дешевле, нежели мощный ПК, то в финансовом вопросе Oculus Rift проигрывает значительно.
На рынке представлены разработки и других компаний. Например, HTC Vive, Zeiss VR One, Razer OSVR и множество дешевых вариантов устройств, требующих наличия смартфона (на просторах китайских торговых площадок). Конечно, в устройствах виртуальной реальности пока не все так гладко в технологическом плане — не изучено влияние на здоровье — да и цена кусается. Но какие перспективы открываются, причем в самых разнообразных сферах: развлечения, образования, медицине, военной и прочих. Будущее, описанное и показанное в книгах и кинематографе, стает настоящим.