Украинцев сканируют с помощью Wi-Fi-радаров: опасно ли это
Если вы получаете выгодное предложение со скидкой на товар, только зайдя в магазин, знайте, что вы стали жертвой Wi-Fi-радара. Рассказываем, как это работает.
Замечали ли вы, что, однажды пройдя мимо неприметного кафе или торгового центра, вы начинаете часто видеть его рекламу на сайтах и социальных сетях? Думаете, это совпадение? Нет, именно так работает Wi-Fi-радар – очередной замысел маркетологов, призванный привлечь ваше внимание с минимумом затрат для бизнеса.
Что такое Wi-Fi-радар
Если коротко, Wi-Fi-радар – это обычный роутер с не совсем обычной прошивкой. Все дело в том, что при включенном Wi-Fi ваш смартфон, планшет или ноутбук постоянно ищет новые или уже известные точки доступа для подключения к ним. А Wi-Fi-радар выполняет роль такой точки доступа, улавливает запрос мобильного устройства и определяет его MAC-адрес.
Обычные роутеры не сохраняют все MAC-адреса обращающихся к ним устройств, но Wi-Fi-радар действует иначе. Он хранит их и передает на сервер для дальнейшей обработки. На этом этапе отсеиваются маки смарт-часов, навигаторов и другой техники, заведомо бесполезной для маркетинга. Здесь же может идти фильтрация по количеству обращений к роутеру с одного MAC-адреса (другими словами, определяется то, сколько раз конкретный человек проходил мимо заведения). При этом сбор данных происходит в зоне действия роутера и обычно ограничивается 50-60 метрами.
Зачем это нужно
Таким образом, Wi-Fi-радар собирает целевую аудиторию пользователей, которая может использоваться для разных целей. Самая простая и безвредная из них – банальный анализ трафика рядом с заведением или анализ конверсии онлайн-рекламы в визиты в кафе, ресторан или торговый центр.
Однако чаще такие базы используются для показа рекламы. Ведь согласитесь, показ рекламы кафе людям, живущим или работающим рядом с ним, гораздо эффективнее отправка рекламы пользователям из противоположного района города. Для этого базы MAC-адресов могут выгружаться в рекламные сети Facebook или Instagram, и дальше реклама будет показана только на тех устройствах, которые успели засветиться рядом с заведением. Ну а эффективность такой рекламы, соответственно, многократно возрастет.
Некоторые рекламодатели идут еще дальше и связывают Wi-Fi-радар с картами лояльности или посещением каких-либо мероприятий. Представьте, к примеру, что вы сходили на выставку загородных домов, а уже вечером получили выгодные предложения.
Можно ли избежать слежки?
Так можно. Достаточно зайти в настройки смартфона и отключить Wi-Fi или использовать сценарии автоматизации, позволяющие активировать его только, если телефон находится в определенном месте.
Более того, теоретически и Apple, и Google уже давно позаботились о том, чтобы мобильные устройства не выдавали свои реальные MAC-адреса всем подряд. Проблема в том, что эти ограничения уже давно успели обойти. Если телефон подключится к известной Wi-Fi сети, он все равно начинает отправлять свой реальный MAC-адрес всем устройствам вокруг, включая и пресловутые Wi-Fi-радары. Да и сами Wi-Fi радары могут быть настроены так, чтобы представляться популярной публичной сетью. А в этом случае телефон с радостью поделится с ним всей необходимой информацией.
Законно ли это?
MAC-адреса не относятся к персональным данным, и их сбор, обработка и использование никак не нарушают действующие законы. Поэтому использование Wi-Fi-радаров легально и не требует дополнительных разрешений. Да и саму услугу Wi-Fi-радаров предоставляют многие крупные интернет-провайдеры, а ее стоимость совсем невелика и обычно ограничивается стоимостью роутера и ежемесячной абонентской платой в пределах 1-1.5 тысяч гривен.